Карусель трех эго-состояний: ребенок-родитель-взрослый

Бывает так, что в общении с определенными людьми, мы начинаем чувствовать себя провинившимся ребенком. А потом долго злимся, что не смогли остановить это, не смогли защитить себя.
Бывает так, что поведение некоторых людей вызывает огромное желание их поучить уму-разуму, спасти, причинить добро. А потом остается осадок, что нас опять использовали.

Бывает так, что эмоции берут верх, мы идем на поводу у своих желаний. А потом ругаем себя и даем зарок больше так не делать.
Такие ситуации повторяются снова и снова? Как же понять самих себя? Как не запутаться в собственной многослойности?

Эрик Берн описал структуру личности, которая состоит из трех эго-состояний: Родителя-Взрослого-Ребенка. Так или иначе, каждое из этих состояний проявляется в нашей жизни и хорошо нам знакомо:

  1. «Родитель» отвечает за воспитание и безопасность. Может быть заботливым, опекающим, критикующим, контролирующим и т.д.
  2. «Взрослый» взаимодействует с реальностью. Минимум эмоций, преобладает разум. Основные функции: наблюдение, анализ, координация, планирование.
  3. «Ребенок» живет чувствами и переживаниями. Может быть капризным, довольным, грустным и т.д.

Свободное переключение между этими эго-состояниями дает возможность адекватно отреагировать на текущую ситуацию и выбрать необходимое поведение. Внутренние родитель-взрослый-ребенок формируются в процессе нашего взросления и воспитания. Постепенно эго-состояния становятся частью нашей личности.
Иногда происходит «залипание» на определенном состоянии или исключение его из репертуара. В этом случае вариантов для действий становится гораздо меньше.

Например, стремительное переключение из детской позиции в родительскую без учета взрослой части: эмоции и желания «ребенка» захватывают нас, мы поддаемся соблазну, а затем ругаем себя из позиции критикующего или опекающего «родителя». Иногда бывает так, что мы принимаем решение из «родительского» состояния (так надо, так правильно), а вот действовать по плану не можем, так как наш внутренний ребенок саботирует решение.

Схематическое описание личности через взаимодействие внутреннего ребенка, родителя и взрослого:

Инфантильная личность. Преобладают эмоции и желания.
Можно узнать по фразам:

  • Хочу
  • Это весело
  • Как интересно
  • Мне грустно
  • Скучно
  • Не буду

Невротическая личность. Преобладают чувство долга. Конфликт «хочу» и «надо».
Можно узнать по фразам:

  • Ты должен (а)
  • Так надо
  • Так нельзя
  • Так будет лучше

Зрелая личность. Преобладает разум. Баланс «хочу-могу-надо».
Можно узнать по фразам:

  • Всему свое время
  • Давайте договоримся
  • Я это могу
  • Я понимаю.

Взрослое состояние это:

  • Опора на себя, на свои чувства
  • Выбор действий по своему усмотрению
  • Доступ к ресурсам
  • Свобода быть любым

Отращивать взрослую часть – вот какой путь я выбираю для себя. Мне нравится эта фраза, которую я где-то подслушала или подсмотрела. Мы не рождаемся сразу взрослыми и мудрыми, но всегда есть шанс вырасти «рано или поздно, так или иначе».

Похожие статьи:
Решаем конфликты: Худой мир или добрая ссора?
Чувство обиды. Манипуляция или душевная боль?
Чувства, мысли, действия. Три составляющих внутренней гармонии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *